Ремонт тормозной системы автомобиля
При выходе из строя этой автодетали можно сделать самостоятельную починку.
Обслуживание ручного тормоза
По типу воздействия ручной тормоз бывает:
- на колеса;
- карданный вал;
- коробку передач.
Обычно обслуживание ручного тормоза механического типа ограничивается регулировкой натяжением троса, который воздействует на задние колодки. Натяжка троса осуществляется до тех пор, пока на первой передаче машина перестает двигаться с натянутым ручником.
Электромеханический тормоз более компактный, имеет возможность автоматически включаться и выключаться, например, при остановке автомобиля на дороге с уклоном, и не требует применения большой силы. К недостаткам можно отнести то, что в случае разрядки аккумулятора, при не работающем генераторе, он работать не будет. Что в критической ситуации крайне важно.
Обслуживание тормозной системы
Основная система обычно состоит:
- из педали тормоза соединенной с тормозным цилиндром;
- трубок;
- шлангов;
- суппортов;
- колодок;
- барабана или дисков.
Механическая педаль требует только смазки. Для этого необходимо подобрать смазку в соответствии с инструкцией изготовителя, если педаль начала скрипеть.
Процесс ремонта состоит из следующих действий:
1. Снимается главный тормозной цилиндр (ГТЦ). Это делается легко. Он имеет два контура. При отказе одного контура, второй будет работать нормально, поскольку они практически друг с другом связаны только корпусом главного цилиндра.
2. Жидкость из тормозной системы сливается с помощью штуцеров, расположенных обычно на суппортах колес, немного их, ослабив и нажимая на педаль тормоза несколько раз.
3. Откручиваются металлические трубки на обоих контурах ГТЦ. Открутив большую гайку на конце ГТЦ вынимается механизм. Следует соблюдать абсолютную чистоту.
4. Если резинки на цилиндрах разбухли — заменить их на высококачественные манжеты. Экономить на них не следует.
5. Затем механизм собирается обратно и ставится на место. Делается прокачка системы для удаления воздуха.
6. Металлические трубки проверяются на целостность — крепко ли они прикреплены к корпусу автомобиля. При необходимости заменяются. Что бывает редко.
7. Шланги тормозной системы лучше менять регулярно при каждой замене тормозной жидкости. Особенно это касается случаев, когда была залита жидкость другой марки или производителя. Вполне возможна несовместимость жидкостей, а полностью очистить всю систему все равно не удастся, поскольку шланги резиновые, а не металлические, а значит, впитывают жидкость в какой-то степени в себя. Также менять шланги необходимо при любых подозрениях на износ или повреждение.
Обслуживание дисковых тормозов
Их обслуживание в домашних условиях может ограничиваться заменой тормозных колодок.
Передние тормозные колодки обычно проще в замене. Для проведения этих действий:
1. Снимаются колеса, поставив под автомобиль не домкрат (!), а специальные стальные подставки. Кроме того, обязательны стальные башмаки под все колеса. Лучше всего в домашних условиях ставить под автомобиль запасное колесо или диск от колеса. Это избавит от падения автомобиля с домкрата или даже металлической подставки с относительно невысоким основанием. Колесо наиболее надежно. Ни в коем случае не надейтесь на домкрат! Его можно применять только при работах снаружи арок, а не внутри!
2. Снимаются плоскогубцами шплинты, вынимаются тормозные колодки, предварительно аккуратно разжав, если это необходимо суппорты. Обращаем внимание на состояние передних дисков. Если толщина меньше положенного изготовителем — следует заменить их, предварительно сняв суппорты и центральную зашплинтованную гайку.
3. Ставятся новые колодки. Все собирается обратно. Обращать особое внимание на шплинтованные детали.
Обслуживание задних барабанных тормозов
Эта процедура сложнее в замене. Обычно наибольшие проблемы вызывает необходимость сжать пружину, стягивающую задние колодки. Здесь нужен или специальный инструмент, или помощь второго человека. Обратить особое внимание на настройку эксцентриков регулирующих положение колодок. Проверяем и регулируем натяжение тросика ручного тормоза.
Замена манжет и резинок цилиндра заднего тормоза не вызывает особой сложности. Цилиндры легко снимаются и разбираются. Особое внимание уделять прокачке системы для удаления воздуха. Для этого необходимо чтобы один человек нажимал на педаль, а второй прогнал воздух из всей системы, откручивая штуцеры на суппортах и сливая жидкость с воздухом, пока не пойдет чистая тормозная жидкость без воздуха. Внимательно читайте инструкцию изготовителя и соблюдайте все правила работы и особенно — безопасность работ!
Если имеется малейшая возможность — доверяйте работу проверенным профессионалам! Помните, что главное в автомобиле — надежная и безотказная работа тормозной системы!